Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Стратегия развития
Структура и органы управления
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение
Стипендии
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места
Инклюзивное образование
Студенту
Магистратура
Кафедры и преподаватели
Кафедра регионоведения и международных отношений
Кафедра западно-европейских языков
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Кафедра мировой экономики
Кафедра восточных языков
Научно-исследовательская работа
Положения и нормативно-правовые документы
Задачи, направления, база научно-исследовательской деятельности
Результаты научно-исследовательской деятельности
Научные конференции
Научные статьи и издания
Студенческое научное общество
Курсы
Курсы подготовки к ЕГЭ
Курсы восточных языков
Курсы европейских языков
Записаться на курсы
Вакансии и стажировки
Наши достижения
Издательство
Контакты
Карта сайта

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АНО ВО «Института стран Востока»

2023 - 2028 гг.

Введение

В эпоху построения «экономики знаний» в сфере науки и образования в мире происходят тектонические сдвиги: знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. Активизируются процессы интернационализации и модернизации в этой сфере, происходит формирование новой образовательной системы, в которой особо активную роль начинают играть страны со средним уровнем доходов. В этой связи проявляется тенденция растущего влияния на мировом образовательном пространстве стран БРИКС, ШОС.

Другое принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Мировой банк выделяет особенность и значимость еще одного фактора — не только в прошлом, но и в текущем десятилетии: особо подчеркивается роль частного, негосударственного сектора. Отмечается, что «негосударственные системы образования на всех уровнях резко возросли во всем мире»

Так как сектор высшего образования становится все более сложным и многоструктурным, появляется необходимость в развитии специализированных знаний, например, в таких сферах, как востоковедение. Для реализации подобных задач важно появление научно-образовательных объединений, сфокусированных на отдельных областях знаний. Представляется, что междисциплинарная природа таких центров может быть наилучшим решением, а участие юридических лиц с разной формой собственности позволяет создать более гибкую и эффективную научно-образовательную структуру. Мировая тенденция укрупнения вузов, создания сетевых научных и образовательных комплексов проявляется и в России. Разработаны национальные проекты «Приоритет 2030», «Наука и университеты», где ставится задача стимулирования и развития объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики. В этой связи необходима разработка новой стратегии развития Института стран Востока, в центре которой опора на системные приоритеты государственной политики РФ в сфере образования: повышение качества образования, развитие сферы непрерывного образования, создание научно образовательных сетевых структур, реализация высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

1. Стратегические цели и задачи института

Стратегическая цель Института стран Востока (ИСВ) - развитие образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности вуза, направленных на повышение его конкурентоспособности, достижение высоких рейтингов и признание как внутри страны, так и за рубежом. Цель - стать одним из ведущих научно-образовательных центров России в области востоковедения,

мировой экономики и международных отношений. Стратегия развития Института стран Востока разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”, федеральными проектами Министерства образования и науки РФ «Наука и университеты» «Приоритет 2030», системными приоритетами государственной политики в сфере образования, а также с учетом ключевых мировых тенденций в сфере образования.

1.1 Стратегические задачи вуза

— развитие института в качестве эффективного учебно-научного инновационного центра, внедряющего новейшие авторские (разработанные в вузе) образовательные программы и учебно-методическую литературу по многим направлениям регионоведения - востоковедения: восточные языки, этнология, история, религии, экономика, управление, информационные системы и пр.;

— повышение конкурентоспособности востоковедного образования в России и интеграция в международное образовательное пространство;

— формирование и развитие профессиональных, личностных, социальных, общекультурных, интеллектуальных и коммуникативных компетенций выпускников вуза в соответствии с потребностями политики и экономики страны.

1.2 Внешние факторы, определяющие возможности развития Института стран Востока

— Образование в мире переживает период экстраординарного изменения. В первую очередь происходит формирование новой образовательной системы, в которой особо активную роль начинают играть страны БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Ю. Африка.

— Знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. Иными словами, инвестиции в качественное образование приводят к быстрому росту и устойчивому экономическому развитию.

— Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

— Центр глобального экономического роста перемещается в Азию, что показывает актуальность проблем в странах Востока и настоятельную необходимость подготовки высокопрофессиональных востоковедческих кадров.

1.3.Внутренние факторы, определяющие возможности развития Института стран Востока

Стратегия развития Института стран Востока опирается на системные приоритеты государственной политики РФ в сфере образования: повышение качества образования, развитие сферы непрерывного образования, укрепление единства образовательного пространства России

Институт стран Востока (до 2010 года Восточный университет) за 28 лет сохранил и развил российскую школу востоковедения: изданы уникальные учебники, словари, методические материалы, научные труды выдающихся востоковедов прошлого и настоящего. Выпускники востребованы в государственных и коммерческих структурах (МИД, Минэкономразвития, отечественные и международные банки и корпорации – Роснано, Лукойл, Самсунг, Юникло и др.).

— Институт - создатель новых научных и образовательных направлений, разнообразных образовательных программ дополнительного профес-сионального образования. В этой связи необходимо отметить создание специализированных профильных курсов для корпорации «Аэрофлот - Российские авиалинии», сотрудничество с которой продолжается более 14 лет.

— Институт — лидер сотрудничества с академической наукой - более двадцати лет продолжается тесное взаимодействие с Институтом востоковедения РАН, сотрудники которого составляют основное ядро профессорско-преподаватель-ского состава вуза. Институт имеет стабильный положительный имидж и высокую репутацию в научно-образовательной среде востоковедов. В 2014 году профессор кафедры регионоведения и исторических дисциплин Р.Г.Ланда награжден почетной грамотой Президента РФ В.В. Путина «за достигнутые трудовые успехи, заслуги в гуманитарной сфере, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу». Благодарность и грамоту вуз получил от Всемирного конгресса востоковедов, который состоялся в Москве в 2004 году и на котором почти 100 студентов работали в офисных структурах, переводчиками, выступали с докладами. По оценке независимого эксперта в рейтинге вузов РФ в преподавании востоковедных дисциплин Институт стран Востока (в то время — Восточный университет) занимает третье место после ИСАА МГУ и СПбГУ (См.« АЗИЯ И АФРИКА сегодня»)

— Посольства стран Востока высоко ценят деятельность вуза: отмечают профессионализм издаваемых учебников по странам Востока (например, письмо посольства Индонезии), ежегодно выделяют стипендии для обучения студентов института в своих университетах, приглашают вуз к участию в своих или совместных мероприятиях, периодически дарят учебные материалы. Орденом Восходящего солнца третьей степени награждена в 2014 году заведующая кафедрой японского языка нашего института к.фил.н. С. А. Быкова.

1.4. Достижение целей стратегии предусматривает решение следующих задач

— Участие в формировании подотчетной обществу системы непрерывного образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития РФ. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих расширение возможностей общего и дополнительного образования детей. В этой связи предусматривается существенно расширить программы дополнительного образования, расширить тематику открытой и бесплатной Школы юного востоковеда, лекции которой читаются профессурой вуза.

— Модернизация образовательных программ - увеличить подготовку и издание программ и учебников по основным и новым направлениям образовательной деятельности Института стран Востока.

— Модернизация форм и методов учебной работы со студентами - активизировать практику использования интерактивных форм учебной работы с ежегодным обновлением инновационных методических рекомендаций. Продолжить развитие практики индивидуального консультирования студентов за счет формирования системы дистанционного консультирования. Развивать методику проверки знаний студентами с помощью открытых систем компьютерного тестирования, обеспечить полный охват дисциплин системами удаленного доступа для текущего и промежуточного контроля уровня подготовки студентов.

— Активное развитие системы привлечения студентов института к научной деятельности: добиться 100%-го участия бакалавров и магистрантов в исследовательской работе.

— Создание современной системы оценки качества образования на основе принципа открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

— Введение ряда образовательных программ, реализуемых на иностранных языках с целью расширения коммуникативных и языковых компетенций студентов.

— Расширение сотрудничества с зарубежными университетами и высшими школами для совместной образовательной деятельности по программам «перезачета дисциплин» и «двойного диплома».

— Создание условий и инфраструктуры, способствующих осуществлению эффективных научных исследований и продвижению собственных научных изданий. Возобновить издание «Вестника Института стран Востока».

— Усиление политики совершенствования системы, построенной на развитии личности студента, формировании у него умения учиться и стремления к постоянному самообразованию.

— Достижение высокой степени удовлетворенности студентов и работодателей качеством образования в Институте стран Востока. Внедрить для этого практику ежегодных тематических опросов преподавателей, студентов и работодателей.

2. Создание консорциума

2.1 Модель консорциума

Для реализации принятой стратегии развития предполагается создать Консорциум научно-образовательных сетевых структур в сфере мировой экономики и международных отношений. В основу создания комплекса положена интеграция 2 моделей: современного научно-исследовательского академического института, обладающего наиболее передовыми знаниями и высокопрофессиональными специалистами и участвующего в международном обмене знаниями, и негосударственного образовательного института, обеспечивающего конкурентоспособное развитие высшего образования.

Предполагается, что в Консорциум войдут помимо Института стран Востока ряд учреждений Российской академии наук. Своевременность, необходимость, а также эффективность этой формы интеграции науки и образования отражена как в международных, так и в российских исследованиях и документах о науке и образовании.

В «Стратегии» (2013-2020 гг.) Министерства образования и науки РФ также содержится призыв об «увеличении доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства». Сектор высшего образования становится все более сложным и многоструктурным, для реализации подобных задач важно появление научно-образовательных объединений, сфокусированных на отдельных областях знаний, на крупных странах, а также на региональных и международных проблемах. Представляется, что междисциплинарная природа таких центров может быть наилучшим решением, а участие юридических лиц с разной формой собственности позволяет создать более гибкую и эффективную научно-образовательную структуру.

Этот консорциум - не классический исследовательский университет. Но здесь много общего с таким университетом, что связано с выполнением схожих функций, а синергия научной и образовательной деятельности - их отличительная особенность.

Суть представленной модели заключается в том, что объединяясь, научные институты и вуз сохраняют свою юридическую независимость. При этом ресурсы инвестируются не в научные центры, а в исследовательские программы. Координацией работы такого консорциума занимается объединенный Координационный совет, который включает в себя представителей всех организаций, задействованных в программе.

2.2. Основные ожидаемые результаты осуществления задач стратегии

— Повышение эффективности и результативности научно-инновационной и образовательной деятельности, позволяющей прививать новые компетенции выпускникам в соответствии с потребностями рынка труда, задачами международной политики и социально-экономического развития страны.

— Повышение конкурентоспособности образовательных программ, создание новых научных направлений и новых базовых кафедр, открытие новых специальностей, актуальных для современных политических и экономических сфер деятельности российского государства.

— Развитие кадрового потенциала в результате интеграционных процессов в системе «образование - наука» и подготовки и переподготовки собственных кадров высшей квалификации.

— Укрепление и развитие материально-технической базы: создание единой информационной научно-образовательной среды в области мировой экономики и международных отношений.

— Обеспечение непрерывности образования через систему школа-вуз, дополнительное образование и пр.

— Совершенствование системы управления институтом.

— Совершенствование внутренней системы качества образования и внедрение элементов международных систем качества образования.

Наиболее эффективным представляется выход Консорциума на международный уровень:

— Создание консорциума позволит активизировать научные исследования, увеличить количество совместных научных исследований факторов модернизации экономики и политики стран Востока в целях использования мирового опыта в регионах России.

— Появится возможность разработать и реализовать планы ежегодного участия ученых в международных научных мероприятиях в целях обсуждения результатов совместных научных исследований с участием потенциальных заказчиков, практиков и исследователей; активизировать работы с зарубежными партнерами по написанию совместных монографий, открыть дополнительные возможности участия в международных проектах и грантах.

— Выход на страны Востока крупнейшего научно-образовательного центра позволит ему активно участвовать в региональных и глобальных договорах и альянсах, стимулирует мобильность профессиональных услуг и специалистов в этой сфере.

— Расширятся возможности создания учебников и учебных программ нового поколения, что позволит принять активное участие в обеспечении учебными материалами международные университеты стран ШОС и БРИКС, принять определенное участие в создании университета стран АТЭС.

— Появятся возможности развития кластера востоковедного направления для реализации практических задач как в России, (например, в регионе Дальнего Востока), так и за рубежом в странах АТР.

Реализация поставленных в стратегии задач позволит Институту стран Востока существенно повысить качество научно-образовательной деятельности, существенно повысить свой профессиональный рейтинг.

Н. М. Хрящева,

Ректор ИСВ